Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Вопрос о доминирующей религии в современной Абхазии

Аннотация

Данное исследование ставит целью показать, что православие не является ни традиционной, ни доминирующей религией Абхазии вопреки существующей официальной позиции государственной власти и религиозной самоидентификации населения по этому вопросу. Задачи: 1) показать на основании исторических и статистических данных, что в  Абхазии на начало ХХ века православие преобладало номинально, а не реально, в связи с фактической исламизацией населения; 2) показать, что современная статистика в отношении православия так же формальна, как в начале ХХ века в связи с тем, что абхазцы фактически являются приверженцами традиционной абхазской религии.
Согласно данным Статистического ежегодника России за 1913 год православные составляли в Абхазии подавляющее большинство – 85,14%, мусульмане – 11,12%. Архивные же данные всего лишь тридцатидвухлетней давности свидетельствуют об обратном: в Сухумском, Бзыбском и Абжуйском административных округах доля магометан составляла 85,48% всей численности населения, что превышало численность православных более чем на 70%, и в целом по губернии преобладали лица мусульманского вероисповедания. Указанные выше данные Статистического ежегодника, скорее всего, были достигнуты в нереально короткие сроки за счет количественного увеличения численности формально крещенных жителей, по сути оставшихся «при своем» вероисповедании. 
Согласно переписи 1897 г. в Абхазии большую часть населения составляли крестьяне – 848 чел. на 1000 чел. (для сравнения – учащиеся насчитывали 64,1 чел. на 1000 чел.), духовенство – 23 281, 3 чел. на всю губернию (+10 582,41 чел., занятых в богослужении и службой при богослужебных зданиях). Большую часть населения губернии составляли местные народности – картвельцы (абхазы, мергелы) – 82,1 % – приверженцы традиционной абхазской религии. Национальный и социальный состав территории, состояние грамотности населения свидетельствуют в пользу формальности статистических данных по православным в дореволюционный период.
Современное состояние Абхазии по отношению к религии, можно охарактеризовать как неоднозначное. Согласно соцопросов 2003 года 60% населения Абхазии причисляли себя к православным христианам. Однако, по-прежнему, принадлежность к христианству у абхазов формальна: «христиане-абхазы» не посещают церкви (или посещают их крайне редко), не совершают обряда причастия, не соблюдают никаких постов, не интересуются основами вероучения, не читают Библии. Около 50% абхазов, назвавших себя христианами, имеют традиционные святилища и совершают в них свои обряды, не имеющие ничего общего с христианскими. 
Последние 20-25 лет в Абхазии активно возрождается местная религия, которую современные исследователи характеризуют как «абхазский монотеизм». Приверженность к своей вере абхазцы сохраняли на протяжении всего советского периода. Несмотря на то, что абхазские власти стремятся продемонстрировать равенство всех религий, закрепив соответствующее положение в Конституции 1994 г., представители нынешнего руководства Абхазии в обязательном порядке участвуют в религиозных церемониях, ежегодно совершаемых в главных абхазских святилищах (Дыдрыпш и др.). В сложившейся постсоветской реальности традиционная религия абхазов играет важнейшую стабилизирующую роль в обществе, она востребована и, по сути, продолжает оставаться подлинной религией большинства абхазцев. Таким образом, православие в Абхазии не является ни традиционной, ни реально доминирующей религией в силу ряда исторических и национальных особенностей этого государства, а официальная точка зрения по этому вопросу противоречит фактически сложившееся религиозной ситуации.

Об авторе

О. В. Здоровцева
Южный Федеральный университет
Россия

Здоровцева Ольга Валерьевна – экстерн кафедры философии религии и религиоведения. Институт философии и социально-политических наук. Южный Федеральный университет. Ростов-на-Дону, Россия.



Список литературы

1. Сухумский округ. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сухумский_округ (дата обращения: 29.06.2016).

2. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_gub_97.php?reg=6 (дата обращения: 29.06.2016).

3. Крылов А.Б. Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма // Абхазская интернет-библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://apsnyteka.org/955-krylov_a_izbrannye_stati.html. (дата обращения: 30.06.2016).

4. Крылов А.Б. Секрет абхазской веротерпимости // НГ-религия. 2004.17 марта. Абхазская интернет-библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://apsnyteka.org/955-krylov_a_izbrannye_stati.html. (дата обращения: 30.06.2016).

5. Статистический ежегодник России.1913 г. СПб, 1914.

6. Олег Дамения. По поводу ситуации вокруг Православной церкви в Абхазии. Вступительное слово при открытии круглого стола в Сухуми 07.02.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://batal.livejournal.com/766145.html. (дата обращения: 03.07.2016).

7. Эшба Э. Актуальные проблемы современной Абхазии // МГИМО-Университет. 2013. № 5.


Рецензия

Для цитирования:


Здоровцева О.В. Вопрос о доминирующей религии в современной Абхазии. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;8(4):57-61.

For citation:


Zdorovtseva O. QUESTION ON THE DOMINANT RELIGION IN MODERN ABKHAZIA. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;8(4):57-61.

Просмотров: 56


ISSN 2414-1143 (Online)
12+