Экологическая и культурная принадлежность народов Северного Кавказа
Аннотация
Экология культуры – самая молодая из культурологических дисциплин, содержание которой до недавнего времени рассматривалось как интуитивно ясное, не нуждающееся в специальном анализе. В ситуации осмысления пагубных последствий развития техногенной цивилизации особо значимой может оказаться экологическая культура, проявляющаяся как результат понимания человеком единства природы и человека, как «совокупность знаний, навыков, нравственных норм и ценностей, передающихся от поколения к поколению в процессе образования и воспитания». Экология культуры народов Северного Кавказа представляет собой богатейший духовный пласт, базирующийся на солидном социально-историческом фундаменте. Культурно-экологическая, культурно-творческая деятельность народов Северного Кавказа создает способность человека к трансформации не только природы, общества, но и самого себя в соотнесении с основными антропологическими ценностями, которые составляют основу культурного сознания.
Экологическая культура требует постоянного изучения динамики и трансформации этого явления из-за новых процессов в современном мире, еще более повышая значимость и ценность этого явления. В связи с этим возникла необходимость в создании концепции современного развития полиэтнической экологической культуры народов Северного Кавказа для сохранения потомками основных факторов жизнеобеспечения. В настоящее время народы Северного Кавказа возвращаются к историческому прошлому, хотят ощутить свою преемственность. Эта тяга возникла вследствие нарушения на определенном этапе исторического развития народов Северного Кавказа равновесия между преемственностью и прерывностью, что привело к необходимости современной коллективной идентичности. Среди основных проблем региона Северного Кавказа, которые можно охарактеризовать как эко-культурные, существует ряд проблем, решение которых в краткосрочной перспективе очень важны для развития народов Северного Кавказа. Одна из главных угроз культурному наследию – процветающая на Северном Кавказе "черная археология", что означает незаконные раскопки на археологических объектах с целью извлечения артефактов для получения экономической выгоды. Не менее важной, но уже воспринимаемой в качестве традиционной для региона Северного Кавказа проблемой является разрушение памятников археологии и истории при новом строительстве. Наряду с этими культурными проблемами экологии, важно также отметить, что кавказские народы не являются исключением и проблемы, характерные для всей России, также актуальны и важны для них.
Об авторах
Ю. А. ПетроваРоссия
Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент. Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, Россия.
М. В. Яровой
Россия
Яровой Максим Владимирович – студент. Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, Россия.
Список литературы
1. Дохова В.В. Феномен полиэтнической экологической культуры народов Северного Кавказа // Успехи современного естествознания. 2003. No 6.
2. Дракова Д.К. Экологическое образование школьников. Челябинск, 1993.
3. Макаров Н.А. Археология и грабительские раскопки: комментарии к общеизвестному // Российская археология. 2013. No 2.
4. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 1997. No 5-8.
5. Павленко О.Б. Сравнение ценностей культуры у русских и представителей народов Северного Кавказа // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы Второй Международной научной конференции 26-27 мая 2010 г. Смоленск, 2010.
6. Рысин М.Б., Субботин А.В., Красниенко С.В. О разграблении памятников археологии в Карачаево-Черкессии // Российская археология. No 3. 2003.
7. Скаков А.Ю. «Черная археология» в Абхазии // Международный художественный бизнес в контексте глобализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2007.
8. Kamalova O.N., Andramonova V.V. Network society: problems of development and new forms of identity // Актуальные проблемы науки: от теории к практике Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2016.
9. Kolosova O.Y., Goncharov V. N. Economic and ecological safety of the region: strategy choice // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 3. http://science-almanac.ru
10. Petrenko S.P. Application of ethnic and national terminology in research of South Russian people// Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 2.http://science-almanac.ru
11. Petrova J.A. Cultural and language problems faced by migrants as the members of a certain ethnic community // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1. .http://science-almanac.ru
12. Petrova Y.A. Ethnography of communication // Humanitarian and socio-economic sciences. No 2. 2016. Petrova Y.A. Ethnography of communication // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2.
13. Petrova Y.A., Podporina A.A. The main theories in the field of communication and the selection of words in our language, according to our cultural background // News of Science & Education, England, 2016.
14. Petrova Yu.A. Language consciousness as the peculiarity of cultural differences // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 2. http://science-almanac.ru
15. Petrova Yu.A., Yarovoy M.V. The North Caucasian peculiarities of verbal and nonverbal communication in comparative analysis with other ethnic groups // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2. http://science-almanac.ru
16. Sutton M. Q., Anderson E. N. Introduction to Cultural Ecology: Edition 2. Plymouth, United Kingdom, 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Петрова Ю.А., Яровой М.В. Экологическая и культурная принадлежность народов Северного Кавказа. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;8(4):52-56.
For citation:
Petrova Yu., Yarovoy M. Ecological and cultural identity of the peoples of the North Caucasus. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;8(4):52-56.