Героический эпос народов Северного Кавказа как основа этнической культуры Адыгов
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-28-34
Аннотация
Сложившаяся в настоящий момент социально-политическая ситуация побудила представителей различных областей знания обратить особое внимание на обычаи, нравы и традиции народов Северного Кавказа, на особенности их духовности и культуры. Значительный интерес к мифологии, религии, эпосу и межкультурному взаимодействию различных этнических общностей связан не только с потребностью в диалоге культур, в установлении точек соприкосновения в поликультурном пространстве современного общества, но и с необходимостью поиска оснований для духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Уникальным и богатейшим источником для культурного самоопределения является устное поэтическое творчество. Изучение эпического наследия народов является важной составляющей воспитания в духе уважительного и толерантного отношения, противодействия национализму и ксенофобии в многонациональном государстве. Фундаментальным памятником устного народного творчества на Северном Кавказе является нартский героический эпос, анализу которого посвящено множество научных работ специалистов из различных областей знания (этнографов, филологов, культурологов, философов и социологов). Героический эпос «Нарты», относящийся к культурно-историческому достоянию адыгов, как наиболее яркий феномен их духовной культуры, дает возможность подойти к рассмотрению этно-специфических ценностей и идеалов, позволяющих говорить о феномене героя и героического, надвременный и надкультурный характер которого неоспорим. Эпический герой, будучи носителем ряда выделяющих его из числа большинства качеств и характеристик, по сути, представляет собой некий «архетип» – сверхзначимый суггестивный образ культурного пространства. Совершаемые им деяния признаются героическими, переходят в разряд подвигов, а связанные с ними местность и предметы приобретают ритуальный, сакральный характер. В эпосе «Нарты», древнейшем памятнике адыгской культуры, определившем героико-эпические традиции адыгов, герой несет в себе те черты, которые наиболее ценны, позволяют ему выжить в суровых условиях гор, этноспецифичны. В то же время мы находим многие из них универсальными, общекультурными и социально значимыми, особенно в современном нам обществе. Речь идет о таких нравственных качествах, как человечность и порядочность. Нартовский эпос отражает и специфические особенности истинного «нарта» как владеющего несколькими языками воина, правдивого, умного и сметливого, знающего достаточно сведений о традициях и быте соседних народов, гостеприимного, способного оценить и признать достоинства любого, даже врага. Именно эти нравственные традиции составляют ту ценностную основу, которая позволяет говорить о традиционной культуре адыгов, воспроизводстве архаических ценностей в современности, об основах воспитания в этой культуре и том духовно-нравственном потенциале, который она в себе несет.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Л. ВигельРоссия
Вигель Нарине Липаритовна – доктор философских наук, профессор. Ростовский государственный медицинский университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
И. К. Жолобова
Россия
Жолобова Ирина Константиновна – ассистент. Ростовский государственный медицинский университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Список литературы
1. Агеева Н.А. Этико-правовой аспект невежества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.
2. Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
3. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 2 (81).
4. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4.
5. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1.
6. Жолобова И.К., Камалова О.Н., Мустафаева З.С. Проблема формирования коммуникативной толерантности студентов высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3.
7. Катеринич О.А., Петренко С.П., Мустафаев Ф.М. Этносфера и проблемы межкультурной коммуникации. Ростов-на-Дону, 2013.
8. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Нартский эпос: язык и культура. М., 1998.
9. Кускарова О.И. Эпос «Нарты» как источник культурно-этнического наследия адыгов: философский аспект // Нартоведение в 21 веке: проблемы, поиски, решения: Материалы Международной научно-практической конференции. Магас, 2016.
10. Хоконов М.А. К проблеме философско-культурологического осмысления адыгского нартского эпоса // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации: Сборник научных трудов. Владикавказ, 2012.
Рецензия
Для цитирования:
Вигель Н.Л., Жолобова И.К. Героический эпос народов Северного Кавказа как основа этнической культуры Адыгов. Научный альманах стран Причерноморья. 2017;10(2):28-34. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-28-34
For citation:
Vigel N., Zholobova I. HEROIC EPOS OF NORTH CAUCASUS NATIONS AS BASIS FOR ETHNICAL CULTURE OF ADYGEA PEOPLE. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2017;10(2):28-34. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-28-34