Народы Кавказа и Причерноморья: искусство красноречия
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-17-27
Аннотация
Рассматриваются различные формы здравиц: со времен нартского эпоса по наше время. В данном исследовании мы опираемся на работы Сакиева А., Кардангуш Зарамук, Налоева Заура, Инал-Ипа Ш.Д., Бигуа С. «Хъуэхъу» (хох – благопожелания в вербальной форме) – часть традиционной жизни и культуры народов. Хохи раскрываются только в данном месте и в данное время, т.е. в момент «пIалъэ» (= срок, точка пересечения времени и места). Место и время произнесения хох определяют его направленность, глубину. С другой стороны, хох – это искусство народного красноречия, что давалось далеко не всем. Человек, который брался говорить особенный хох (тост) должен был долго учиться у других. Исторически считалось, что красиво говоривший говорил от имени Бога, что Бог – «тхьэ, анчва», вложил в его уста наивысшие, наиблагородные слова народа. В эпосе «Нарты» его получил, например, Сосруко за свои деяния во имя народных нартских благ. Великий старец, герой эпоса Насрен-Жаче, беря слово у тамады, хохом, добрым словом благословляет Ашамеза, нартского Орфея. Получить благопожелания от героя – это не менее важное событие, чем получить хох от богов, ибо он (герой) много повидал, многое сделал, т.е. он почти богоподобен. В системе воспитания адыго-абхазского рыцарского сознания заметную роль играли и слова-внушения (суггестии), полученные через наставления в хохах. Человек как-бы довершал в хохах свое образование, ему открывались здесь новые истины и просторы бытия. Таким образом, нами показано, что хохи бывают разные. Их произносят по разным поводам: начало трудов крестьянских, новоселье, выхода на весеннее поле и т.д. Есть также у горцев священные хохи о пище на столе, о щедрости стола. Здравицы произносили во имя зятя или сына, или невестки. Особенно многочисленны хохи у абхазов-христиан. Искусство красноречия, благопожелания, здесь, на древней земле Апсны, достигает высокой отточенности, аристократизма духа. За столом абхазы строго следят за собой и соседями: соблюдается ли «Апсуара» («абхазство»). Но через апсуара и адыгство народы защищают и свое национальное лицо, свою индивидуальную неповторимость, не желая раствориться и исчезнуть среди других этносов. Умение произносить хох для народов Северного и Западного Кавказа – показатель культуры человека. Хох не просто слова к месту и времени, а слова-чувства, слова-понятия, слова-сакральности, организующие и подчиняющие себе людей. В здравицах – хохах как бы конкретизированы и детализированы понятия красоты народа, его моральности, этикета поведения, правды. Показано значение данной темы для более глубокого понимания и изучения культуры народов Кавказа.
Об авторе
М. А. ШенкаоРоссия
Шенкао Мухамед Алиевич – доктор философских наук, профессор, член РФО, заслуженный деятель науки КЧР. г. Черкесск, КЧР, Россия.
Список литературы
1. Адыгэ хъуэхъухэр. Налшык, Эльбрус, 1985.
2. Бигуа С. Абхазское виноделие // Эхо Кавказа. 1992. №1.
3. Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984.
4. Интериано Дж. Быт и страна зихов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в XIII-XIX веках в известиях европейских авторов. Налшык, Эльбрус, 1974.
5. Нало Заур. Адыгэм и псалъэ дахэ // Адыгэ хъухъухэр (Собрал Кардангуш Зарамук). Налшык,1985.
6. Нартхэр. Налшык, Эльбрус, 1951.
7. Сакиев А. Здравица // Ученые записки КНИИ. Нальчик, 1948. Т.4.
8. Хамицаева Т.А. Свадебная обрядовая поэзия осетин // Эхо Кавказа. 1994. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Шенкао М.А. Народы Кавказа и Причерноморья: искусство красноречия. Научный альманах стран Причерноморья. 2017;10(2):17-27. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-17-27
For citation:
Shenkao M. PEOPLE OF CAUCASUS AND BLACK SEA REGION: ORATORY SKILL. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2017;10(2):17-27. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-17-27