Роль этноконфессионального фактора в межнациональном общении в регионах традиционного распространения Ислама
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-8-16
Аннотация
Рассматривается роль религиозного фактора в межнациональном общении в пространстве российской цивилизации. Этноконфессиональный фактор стал играть значительную роль в общественной и общественно-политической жизни не только россиян, но и всего мирового сообщества. В отдельных регионах мира, особенно в регионах традиционного распространения ислама, ислам играет первостепенное значение в становлении национальной культуры и национального самосознания. Национальное и религиозное в этих регионах в силу своей исторической специфики представляют собой нечто единое и неразрывное. Однако это единство во многих случаях выступает в весьма противоречивой форме. С одной стороны, эти религии выполняют этноконсолидирующую функцию, обеспечивая в менталитете и в образе жизни этническую и религиозную солидарность, транслируя этнические ценности и консервируя их в этнопространстве того или иного народа, а с другой – они могут выступать фактором дезинтеграции того или иного этноса по этнорелигиозным основаниям и проводником идеологии, психологии и культуры нетерпимости в обществе, провоцируя межнациональное недоверие и этноконфликты. Религия является универсальным выражением общественной потребности. Она выступает системообразующим элементом цивилизационной матрицы. С этой точки зрения необходима активизация имеющегося в ее основе позитивного потенциала межнациональной солидарности. Необходима также актуализация общих социокультурных оснований базовых конфессий российского общества, четко просматривающихся в контексте их анализа как авраамических религий. Ряд единых паттернов этих авраамических религий (монотеизм, трансцендентализм, личностное понимание Бога, идея мессианизма и др.), могут стать основанием для формирования межэтноконфессионального диалога, необходимого для выстраивания позитивного межнационального общения и противостояния экстремистским религиозным движениям со стороны самих конфессиональных институтов и межэтноконфессиональных объединений.
Об авторах
М. Г. МустафаеваРоссия
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Ф. М. Мустафаев
Россия
Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Список литературы
1. Абдулагатов З.И. Исламское сознание в глобалзационных процессах: проблемы адаптации. Махачкала, 2012.
2. Гафиятов И.З., Хайдаров Р.Р., Махмутова Ч.Н. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе // Власть. 2010. № 7.
3. Добаев И.П., Сериков А.В., Соколов А.В., Черноус В.В. Современный молодежный экстремизм. Ростов-на-Дону, 2009.
4. Камалова О.Н., Джиоева Д.А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. 2011. № 1.
5. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001.
6. Малашенко А. Почему боятся ислама? // Россия и мусульманский мир. 2007. № 3.
7. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. 1-я часть // Власть. 2012. № 11.
8. Материалы Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва. 3 июля 2006 // Право и безопасность. 2006. № 3-4.
9. Мусаев М.А. Мусульманское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года в Дагестане. Махачкала. 2005.
10. Мустафаев Ф.М. Авраамические религии: опыт компаративного анализа. Махачкала, 2012.
11. Мчедлова М.М. Современные параметры возвращения религии: ракурсы проблемы // Вестник Института социологии. 2012. № 4 // www. vestnik.isras.ru
12. Пасандиде С. Ислам в России – реальность и вымысел // Власть. 2013. № 11.
13. Плужников Е.Н. Общественная опасность новых религиозных движений и приоритеты политики ее преодоления // Власть. 2010. № 6.
14. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.2004.
15. Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra // Вестник Института социологии. 2013. № 6. // www. vestnik.isras.ru
16. Сгибнева О.И. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // Власть. 2012. № 3.
17. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 2000.
18. Ханбабаев К.М. Этноконфессиональная толерантность в постсоветской России: проблемы и методологии и практики // Толерантность в поликонфессиональном регионе. Махачкала. 2007.
19. Ханбабаев К.М., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008.
20. Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К.. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2016.
21. Kamalova O.N. Religious Experience and idea of cordial contemplation in works of I. Ilyin // Eastern European Scientific Journal. 2013. № 2.
22. Mustafaev M., Mustafaeva M., Magomedova Z. Formation and development of patriotism as the most important stability factor of modern Dagestan society // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 3.
23. Nesmeyanov E.E., Rudenko A.M., Kotlyarova V.V. Sociocultural analysis of cyberterrorism in social nets within the problems of information safety of Russian society // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 4 (4).
24. Yurchenko I. Ethnocultural factors of national security in modern Russia in terms of new geopolitical challenges in the Black Sea region // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 3.
Рецензия
Для цитирования:
Мустафаева М.Г., Мустафаев Ф.М. Роль этноконфессионального фактора в межнациональном общении в регионах традиционного распространения Ислама. Научный альманах стран Причерноморья. 2017;10(2):8-16. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-8-16
For citation:
Mustafaeva M., Mustafayev F. ROLE OF ETHNO-CONFESSIONAL FACTOR IN INTERNATIONAL COMMUNICATION IN REGIONS OF TRADITIONAL ISLAM SPREAD. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2017;10(2):8-16. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-10-2-8-16