Языковая личность в контексте взаимодействия языка и культуры
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-32-36
Аннотация
В данной статье рассматривается языковая личность – явление безусловно социальное, но в ней есть и индивидуальный аспект. Языковая личность – это конкретный человек со своим сознанием, свободой воли, своим сложным внутренним миром и индивидуальным отношением к окружающему. Самобытность культуры позволяет этносу сохранить и пронести через века свою этническую идентичность и своеобразие, культурные коды, которые через тысячелетия открывают потомкам заново духовные тайны и сокровища далеких предков, наполняют их новым смыслом и идеями, сообразными времени. Универсальность культуры позволяет народу найти единый язык общения и культурного взаимодействия с другими народами, прежде всего соседними, свое место в культурном спектре многонационального государства. Культурная изоляция народа ведет к вырождению его культуры, утрате самобытности – к культурной ассимиляции. На сегодняшний день языковую личность понимают, как конкретного носителя языка, способного понимать, создавать и воспроизводить тексты, это личность, способная на основе анализа произведенных ею текстов отражать видения окружающей действительности. Учение о языковой личности разрабатывается средствами научной парадигмы, которое сопровождается использованием разных методов, приемов, способов исследования языкового материала. В каждом конкретном случае их выбор определяется целями и задачами. Устанавливается, что каждая такая личность формируется на основе приобретения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Язык конкретной личности все-таки состоит из общего и индивидуальных языковых особенностей.
Об авторе
Р. С. ИльясоваРоссия
Ильясова Раиса Сайтхасановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания. Чеченский государственный университет. г. Грозный, Российская Федерация.
Список литературы
1. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001.
2. Воробьев В.В. Лингвокультурология (Теория и методы). М.: изд-во РУДН, 1997.
3. Ильясова Р.С. Антонимия в чеченском и русском языках: сопоставительный аспект. Грозный, 2013.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: 1987
5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1976
6. Маслова, В.А. Лингвокультурология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Овхадов М.Р. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. Назрань, 2007
8. Халидов А.И. Тенденции чеченско-русского двуязычия и эколингвистическая ситуация в ЧР // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://science-education.ru/1929-21854
Рецензия
Для цитирования:
Ильясова Р.С. Языковая личность в контексте взаимодействия языка и культуры. Научный альманах стран Причерноморья. 2018;16(4):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-32-36
For citation:
Ilyasovа R.S. LANGUAGE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF INTERACTION OF LANGUAGE AND CULTURE. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2018;16(4):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-32-36