Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Исторические вехи развития дошкольного образования в Российской Федерации

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-71-79

Аннотация

В ходе эволюционного исторического развития в России выстроена и развивается национальная система образования, включая дошкольное, школьное, многоуровневое профессиональное и дополнительное образование. Дошкольное образование в современной Российской Федерации понимается как воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. Согласно данным аналитического доклада международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, в 2019 году 78,9% российских детей (4,1 млн.) в возрасте до 3 лет не посещали ясли. При этом самая значительная доля малышей в возрасте до 3 лет, не посещающих ясли, зафиксирована, согласно результатам исследования, в Республике Ингушетия. Здесь с мамами остаются 96,59% детей ясельного возраста, а посещают ясли всего 800 из 23 492 детей республики в возрасте до 3 лет. Чуть ниже эта цифра в Республике Дагестан. Здесь 94,22%, или 139 205 малышей остались дома, в ясли здесь ходят 8 540 малышей. На третьем месте – Республика Крым, в которой 91,13% детей ясельного возраста находятся с родителями дома, и лишь 8,87%, или 5 665 детей ясли посещают. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, а на Юге России эта статистика еще выше, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики. Очевидно, что система дошкольного воспитания, как и вся система отношений в области образования и воспитания подрастающего поколения, находится под влиянием мощных цивилизационных и технологических трендов, нередко разрушающих исторические особенности и национальные традиции. В этой связи изучение особенностей национальной системы образования в его исторической эволюции приобретает особую актуальность и значимость.

Об авторах

Ж. Х. Баскаева
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
Россия

Баскаева Жанна Хасанбековна – кандидат педагогических наук, доцент

Владикавказ



Ф. Ч. Татрова
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
Россия

Татрова Фатима Черменовна – студентка

Владикавказ

 



Список литературы

1. Баландина А. «Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады / Газета.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2018/09/25/11997355.shtml (дата обращения 17.12.2019 г.)

2. Баскаева Ж.Х. Выпускающая кафедра как основной элемент образовательного процесса по подготовке педагогических кадров в условиях университета/ ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт Материалы региональной научнопрактической конференции. 2009. С. 16-24.

3. Бодрова Е. В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1998. № 2. [Электронный ресурс].URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/893/893022.htm (дата обращения 19.12.2019 г.)

4. Гуриева Л.К. Эволюция представлений о социальной ответственности бизнеса // Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Сборник научных статей: В 3 Ч. М., 2016. С. 87-92.

5. Гуриева Л.К., Нурмагомедов А.А. Социальная ответственность бизнеса: истоки и современные представления // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3 (88). С. 152-154.

6. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1998. № 2. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971003.htm (дата обращения 19.12.2019 г.)

7. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. 429 с.

8. История дошкольного образования в России. / Activityedu.ru [Электронный ресурс]. URL: https://activityedu.ru/Blogs/preschool/my-prihodim-v-detskiy-sad/ (дата обращения 16.12.2019 г.)

9. История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев / под ред. Л.Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989.

10. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: учебное пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу). Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 2020 годы».

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

14. Ясли за полмиллиона: создание 1 «ребенко-места» для самых маленьких обойдется бюджету более чем в 500 тыс. рублей / FinExpertiza.ru [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/yasli-polmilliona/?sphrase_id=9047 (дата обращения 06.01.2020 г.)

15. Gurieva L.K. New strategic approach to the innovative development of regions // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2 (6). С. 1-4.


Рецензия

Для цитирования:


Баскаева Ж.Х., Татрова Ф.Ч. Исторические вехи развития дошкольного образования в Российской Федерации. Научный альманах стран Причерноморья. 2020;21(1):71-79. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-71-79

For citation:


Baskaeva Zh.Kh., Tatrova F.Ch. Historical Milestones in the Development of Preschool Education in the Russian Federation. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020;21(1):71-79. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-71-79

Просмотров: 178


ISSN 2414-1143 (Online)
12+