Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 32, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

Социальные и этнокультурные исследования региона (социальная и политическая философия)

3-9 162
Аннотация

Проводится исследование нормирования сознания социального субъекта, процесса формирования нормативного сознания с точки зрения социокультурного подхода. Внешние детерминанты – сочетания трех нормативных систем: религии, морали и права, создают условия для унификации нормативных компонентов в кондициональном комплексе, условно называемом «нормативное сознание», основанном на личностных установках нравственности. Социальные нормы не стремятся к подвижности или изменчивости, для них характерны традиционность и преемственность. Социокультурная связь между процессами нормирования и гуманизации жизни субъекта современного общества проявляется в том, что данные процессы должны идти параллельно друг с другом, причем усиление нормативной составляющей не должно опережать гуманизацию. Социокультурный подход помогает понять не только, как детерминируется развитие нормативного сознания, но и как происходит его регресс, то есть образование «девиантного» сознания.

10-14 1186
Аннотация

Обосновано усиление угрозы утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров, внедрение в умы российских людей изолированных от исторических традиций идеалов и ценностей. Критически оценивается теория, обосновывающая такой тип человека, как постчеловек. Рассмотрены предпосылки появления постчеловека, одним из признаков которого является клиповое мышление. Подчеркивается близость клипового и мифологемного мышления. Отмечается, что клиповое мышление создает предпосылки для появления фейков. Предложены методологические подходы противодействия фейк-информации, применимые в педагогической практике.

15-22 181
Аннотация

Проблема нетипичности как биопсихосоциального явления, с одной стороны, требует осмысления в контексте философского изучения и дальнейшего поиска решения проблем в поле социально-философских исследований. С другой стороны, полисмысловое содержание и терминологическая неопределённость понятия «нетипичность» предполагает необходимость создания классификаций при помощи категориального подхода, позволяющего обобщить и определить социальный феномен в социокультурном разрезе. Современные условия социальной и политической нестабильности и неопределённости, перехода к новой парадигме развития общества и социальных отношений требуют формирование особого отношения к другому человеку и, тем более, к лицам с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи представляется необходимым переосмысление реальности и отказ от «западных образцов» отношения к нетипичности, приведших к формальному отношению со стороны государства и общества. Решение комплекса задач по отношению к таким лицам обусловлено развитием, менталитетом и системой духовных ценностей каждого социума. Кризис в российском обществе создан под влиянием западноевропейских образцов, основанных не столько на гуманизме, сколько на прагматике и экономической обусловленности, оказавших сильное влияние на духовную инкультурацию и вовлечённость инвалидов в общественную жизнь, а также на само отношение к нетипичности в России с элементами нетерпимости и формализации на всех уровнях общественной и государственной власти. Для решения указанных проблем необходим иной вектор развития в отношении и осмыслении нетипичности: не отрицающий заимствования и адаптации некоторых технологий и методик, но призванный опираться на традиционные ценности, заложенные в культуре и менталитете русского человека.

23-31 121
Аннотация

В современной России наблюдается тенденция естественного сокращения численности населения, которое несмотря на все усилия государства никак не удается преодолеть, и многие российские регионы, к числу которых относится и Республика Северная Осетия-Алания, имеют опасные демографические характеристики: высокий уровень смертности, быстро стареющее население и многолетнюю отрицательную миграцию. В целях достижения демографической безопасности регионам России, согласно нацпроекту, «Демография», следует приложить усилия по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни, созданию социальных норм здорового образа жизни и систематического занятия физической культурой и спортом. Однако это касается уже родившихся людей. Что же касается ключевой для обеспечения социально-демографической безопасности цели увеличения суммарного коэффициента рождаемости, то помимо финансовой поддержки семей и решения их жилищных проблем, необходимо укрепить систему социальных ценностей, претерпевших существенную трансформацию в результате реформ, а также в процессе второго демографического перехода. В частности, на самом высшем уровне государственно-регионального управления следует системно поддерживать высшие социальные ценности и демонстрировать безусловную ценность многодетной семьи.

32-40 131
Аннотация

Формирование идентичности молодого поколения Северного Кавказа теснейшим образом связано с социализацией в рамках определенных социокультурных традиций региона. В многоуровневой идентификационной структуре северокавказской молодежи одновременно совмещается множество идентичностей, одни из которых являются базовыми, другие вспомогательными. К первым относятся – этническая, конфессиональная, этнокультурная, гражданская идентичности, к вспомогательной относится позиционирование себя в виртуальном пространстве. Статья написана на основе проведенного в апреле-мае 2022 г. в северокавказских республиках анкетирования «Проблемы идентификации молодежи», в рамках которого было опрошено 1240 человек. Целью данного социологического исследования было определение ключевых идентификационных маркеров северокавказской молодежи. Объектом исследования была молодежь от 14 до 35 лет, предметом исследования – сравнительный анализ идентификационных предпочтений современной северокавказской молодежи. Гипотеза исследования, заключавшаяся в том, что с активным проникновением в нашу жизнь цифровых технологий, у молодежи Северного Кавказа произошло нивелирование базовых форм идентичности, не подтвердилась. В северокавказском социуме все еще сохраняется устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам.

Социальные и этнокультурные исследования региона (философская антропология, философия культуры)

41-47 160
Аннотация

Подлинные духовность и религиозность в современном обществе претерпевают невероятные трансформации. С одной стороны, традиционным семейным ценностям несет угрозу Западная либеральная повестка, которая открыто нивелирует институт семьи и предлагает новые нетрадиционные формы, явно противоречащие историческому развитию человечества. С другой стороны, сама религия на Западе так радикально меняется, что ненормальное и откровенно греховное признается нормальным и востребованным. В отдельных случаях нужно говорить о психических заболеваниях, но, когда это становится повсеместной тенденцией, необходимо не просто бить тревогу, но постараться предельно быстро выяснить, в чем же причина таких кардинальных перемен в структуре человеческого общества и как возможен, если возможен, выход из этого тупика? А возможна ли настоящая религиозная вера сегодня? Уверены, что причины духовного кризиса необходимо искать в самом человеке – человеке внешнем, – развивающемся в основном по принципу влечений плоти. В этом нам может помочь разобраться многовековой опыт православной традиции

Социальные и этнокультурные исследования региона (теория и история культуры)

48-54 155
Аннотация

Рассматриваются вопросы изучения песен периода Великой Отечественной войны (1941-1945) турецкими исследователями как фактор формирования мотивации граждан для борьбы с немецкофашистскими захватчиками. В рамках историко-генетического метода исследования анализируются появление и развитие популярности песен военных лет. На основе хронологического и идеографического методов рассматриваются песни военных лет, их авторы, особенности их влияния на моральнобоевой дух советского населения. Особенно популярными в годы Великой Отечественной войны среди солдат и партизан были «Под ракитою зеленой», «Там вдали, за рекой», «Красноармеец молодой», «Не вейтесь, чайки, над морем», «По долинам и по взгорьям». А некоторые песни относятся еще ко времени Гражданской войны. Некоторые песни были написаны на мотив более ранних песен или стихов. Непростое военное время подарило советским гражданам такие песни, как «Священная война», «Любимый город», «Катюша», «Синий платочек», «Землянка», «Темная ночь» и многие другие. Трагедии, случившиеся во время немецко-фашистской оккупации, также являются источником написания некоторых народных песен, например, о подвиге ростовчанина Вити Черевичкина. Еще одним специфическим для периода Великой Отечественной войны видом песенного творчества турецкий автор считает песни советских женщин, попавших в плен, и в своем исследовании он опирается на труды советского исследователя Л.Н. Пушкарева. В своей работе турецкий автор Ханифе Сарач приходит к выводам, что фронтовой фольклор - незаменимый проводник сквозь тяготы войны. И действительно, песни военных лет являлись действенным оружием в борьбе с врагом в Отечественной войне, они стали квинтэссенцией войны, находились в самой гуще военных событий.

55-62 160
Аннотация

Статья посвящена изучению событий Великой Отечественной войны в рамках одного из направлений современной туриндустрии – милитаристский туризм, позволяющего погрузиться в атмосферу военного времени и узнать о происходивших событиях через категории познавательного туризма. «Битва за Кавказ» – одна из крупнейших компаний 1942-1943 гг., театр военный действий которой по охвату территорий, протянулся от реки Дон до склонов Главного Кавказского хребта, где сражения переломного характера происходили на территории современной РСО-А, а именно – под Моздоком, у Эльхотовских ворот и Владикавказом. Результатом стал переход стратегической инициативы к советской стороне. На территории Северной Осетии сохранено значительное количество объектов периода Великой Отечественной войны: действуют музеи, открыты мемориальные комплексы, практически в каждом населенном пункте установлены памятники погибшим в годы ВОв. Разработка военно-исторических туров способствует сохранению военного наследия осетинского народа, укреплению чувства патриотизма молодых поколений, осознанию понятий «мира» и «войны», позволят принять участие в качестве волонтеров в поисковых мероприятиях «Вахты памяти».

63-69 176
Аннотация

Рассматриваются специфика демографических трансформаций белорусского населения Крымского полуострова в конце XIX – первой половине XX в. Выбор тематики работы обусловлен тем, что исследования, посвященные демографическим процессам белорусского населения Крымского полуострова, еще не так подробно отражены в научном дискурсе, несмотря на то что белорусы являются четвертым по численности этническим меньшинством Крыма. Методологическую базу исследования составили методы статистического анализа, в частности, в ходе исследования применялись сводка и группировка полученных статистических данных, а также корреляционный анализ статистических данных. Анализируется динамика изменения численности белорусского населения в контексте административно-территориальных Крымского полуострова с 1897 по 1939 гг. Делается вывод, что в конце XIX – первой половине XX в. максимальная концентрация белорусского этноса наблюдается в восточной и юго-восточной части полуострова. Проведенный анализ также показал, что если в первые два десятилетия XX в. наблюдался резкий рост доли белорусского этноса в западной части полуострова, то в период с 1926 по 1939 численность белорусов в западной части Крыма вновь значительно сократилась.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+