Формы регулирования конфликтов в дореволюционном Дагестане
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-36-44
Аннотация
Анализируются формы регулирования конфликтов в дореволюционном Дагестане: маслаат (третейский или посреднический способ урегулирования конфликтов, получивший распространение на Северном Кавказе) и адат (обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, совокупность норм обычного права у дагестанских народов). Раскрываются различные модели их реализации в традиционной дореволюционной культуре народов Дагестана. Отмечаются особенности дагестанских адатов разных обществ и поселений. Эти особенности проявляются в том, что при всем единстве и внешней схожести кодексов и положений ни один пункт не повторяет другой буквально, т.е. все они носят партикулярный (частный) характер. Авторы анализируют истоки происхождения адатов в Дагестане и отмечают, что каждая община (джамаат) имела собственный кодекс на основе общего, т.е. единое адатное право в Дагестане разделено на множество кодифицированных сводов. Каждый свод распадался на адаты конкретных общин. Выясняются причины устойчивости этих форм в обществе, несмотря на многочисленные попытки внедрения в дореволюционном Дагестане норм шариата, и указываются основные факторы, по которым шариат не вытеснил адаты. К таким факторам авторы относят, например, то, что адаты прочно вошли в быт горцев, стали основой образа жизни и нравственности. Они были более понятны горцам, так как предусматривали менее строгие, чем шариат наказания. Адаты являлись средством пополнения бюджета правящей верхушки (беков, узденей и т.д.). В их ликвидации последние видели реальную угрозу своего финансового благополучия. Обосновывается значимость и актуальность адатов и маслиата в современном обществе и определяется их роль в современной культуре дагестанских народов.
Об авторах
С. Г. ХиясоваРоссия
Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент
г. Махачкала, Республика Дагестан
М. Г. Мустафаева
Россия
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор
г. Махачкала, Республика Дагестан
Э. Ш. Мусаева
Россия
Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент
г. Махачкала, Республика Дагестан
Список литературы
1. Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества. Гл.1. № 11.
2. Гарданов В. К. Обычное право, как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIIIнач. XIX вв. СЭ. 1960. № 35.
3. Далгат Б. В. Материалы по обычному праву даргинцев. Из истории права народов Дагестана. С.77-144.
4. Иващенко А.П. Архетипы коллективного бессознательного и этническая идентичность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 6 (85). С. 21-24.
5. Ковалевский М.М. Закон и обычай. Т.2. М., 1890. С. IX.
6. Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним. ССКГ. Тифлис, 1868.
7. Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.
8. Мустафаева М.Г., Мустафаев М.В. Вопросы социально-психологического поведения личности: национальные и этноконфессиональные аспекты // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Естественные науки. 1987. № 2. С. 95.
9. Памятники обычного права народов Дагестана ХVII-ХIХ вв. Наука.1965.
10. Цечоев В.К. Современная историография развития отечественной юстиции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5 (72). С. 78-82.
11. Petrenko S.P. Application of ethnic and national terminology in research of South Russian people // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Мусаева Э.Ш. Формы регулирования конфликтов в дореволюционном Дагестане. Научный альманах стран Причерноморья. 2020;21(1):36-44. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-36-44
For citation:
Hiyasova S.G., Mustafaeva M.G., Musaeva E.Sh. Forms of Conflict Regulation in Pre-Revolutionary Dagestan. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020;21(1):36-44. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-36-44