Перейти к:
Антропология любви в текстах Нового Завета в свете современной эпохи
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-53-58
Аннотация
Введение. Поднимается научная проблема о природе и сущности человека на основе осмысления феномена любви в текстах Нового Завета. В свете грандиозных изменений, которые переживает современное человечество, актуализируются вопросы взаимосвязи христианской любви и софийной концепции, их философские и теологические основы. Цель исследования — обратить внимание на глубинные смыслы любви в Евангельских текстах.
Материалы и методы. В качестве метода познания используется диалоговое чтение и через него изучаются важнейшие аспекты мира человека. Диалогичность давно в философии стала принципом осмысления окружающего мира. С позиций диалога как метода познания исследуется человеческое мышление, социокультурный мир, его законы противоречия. Применяются также общетеоретические методы исследования, диалектический и исторический подходы.
Результаты исследования. Обосновано выделение трех эпох повышения интереса к освоению текста Нового Завета в культуре: эпоха утверждения христианства на территории Римской империи; эпоха Реформации, религиозных войн и буржуазных революций и, наконец, современная эпоха. Изучена и проанализирована взаимосвязь философских и теологических оснований тождества любви в христианстве как высшей добродетели, объединяющей человека с Богом и ближним и Божественной Премудрости.
Обсуждение и заключение. Важнейшим итогом в развитии концепции антропологии любви в текстах Нового Завета было соединение философских и богословских аспектов, философии и мистики в понимании Божественной природы любви, сакрализация темы любви. Эта концепция, занимает важное место в религиозно-философских размышлениях и писаниях ряда православных мыслителей, таких как Владимир Соловьев, Сергий Булгаков. В христианском контексте София часто отождествляется с Божественной Премудростью, о которой говорится в Ветхом Завете, особенно в книгах Притчей, Премудрости Соломона и Сираха.
Ключевые слова
Для цитирования:
Оленич Т.С., Ерошенко Т.И. Антропология любви в текстах Нового Завета в свете современной эпохи. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(1):53-58. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-53-58
For citation:
Olenich T.S., Eroshenko T.I. Anthropology of Love in Texts of the New Testament in the Light of the Modern Age. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(1):53-58. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-53-58
Введение. Природа и сущность человека не могут быть раскрыты до конца вне феномена любви. В нем сходятся и преломляются природные, психические и социокультурные факторы бытия человека, а в самой личности через любовь прошлое, настоящее и будущее, вечное и бесконечное, начало и конец бытия. Поэтому метафизика любви диалектична, она полагает как отрицание любви, так и сама любовь отрицает многое: ненависть, смерть и конечность. За видимым ее феноменальным рядом сокрыта глубинная метафизическая сущность смыслов, читаемых эпохами и цивилизациями по-разному. Поэтому есть полное основание полагать антропологию любви как непосредственную данность человеческого существования. Тема актуализируется в условиях современного мира кризисом любви, которая подменяется материальным в безграничном культе потребления. Цель исследования — обратить внимание на глубинные смыслы любви в Евангельских текстах. Евангельским текстам более две тысячи лет, но они не прочитаны, и до сих пор, в начале третьего тысячелетия, ещё не освоены. Тем не менее один из важнейших аспектов познания мира именно через чтение текста. Для человека познающего и пребывающего в процессе познания текстом, требующем прочтения, предстаёт весь окружающий мир во всех его относительно самостоятельных частях. Весь живой дочеловеческий мир во всём его многообразии родился из «овладения» искусством «генетического чтения». Мифолого-религиозные тексты как источники знания не всеми в должной мере оценены и ценятся. Не случайно самым распространённым выражением сомнения в надёжности источника у публицистов служит фраза: «А это миф!». Но в тоже время нельзя не признать правды А.Ф. Лосева о роли мифа в науке. Он писал, что наука не миф, но она мифологична и не только «первобытная», но и всякая… [1]. Появившееся в I — II в. христианские тексты стали предвестником кризиса Римской империи, мощным духовным оружием «в переходный период от античности к средним векам», знаменовали резкое расширение «нравственного горизонта» [2, с. 215‒216].
На жесточайшие формы угнетения и безжалостное подавление малейшей попытки сопротивления, «труждающиеся и обременённые» ответили парадоксально: религиозным, гуманистическим проектом — учением о любви как главном качестве человека, как свойстве, которое только и способно его сохранить и спасти. Евангелие — тексты, оставлены нам первыми христианами. В них задано такое измерение человека и такие модели его поведения, что подтягивание к этому измерению и примерка этих моделей людьми на себя на протяжении более чем двух тысяч лет не завершилась. Чтение, которое сопровождается познанием не только ответов, но и вопросов, побуждающих читающего совершенствовать себя, мы будем называть диалоговым чтением. А таким, в принципе, и является реальное чтение человека.
Материалы и методы. В качестве метода исследования любви в евангельских текстах используется диалоговое чтение, как чтение всего хода человеческой жизни. С самого рождения человек учится искусству чтения: понимать устную речь, понимать письменную речь, понимать, что значат те или иные предметы. Есть два вида чтения — первичное, непосредственное восприятие текста в источнике, и вторичное, восприятие смыслов содержания текстов источника через их отражение в культуре социума. Восприятие текста, как правило, не осуществляется один раз и навсегда. С позиций диалога как метода познания исследуется человеческое мышление, социокультурный мир, его законы противоречия. Применяются также общетеоретические методы исследования, такие как анализ, синтез, метод аналогии, диалектический и исторический подходы.
Результаты исследования. О христианском понимании любви можно вспомнить слова евангелиста Иоанна Богослова: Бог есть любовь (1Ин.4,8). В христианстве любовь подразумевают не как обыденное чувство, а как проявление самой жизни. Любовь в таком понимании заключается в проявлении искренних чувств ко всякому творению Божию. Человек с подобным пониманием проявляет эту доброжелательность конкретными делами. В этом понимании человек без Бога представляет собой некоторую пустоту, которая не сможет без Него ужиться сама с собой.
Во времена написания Нового Завета многолики были смыслы слова «любовь». Понятийный ряд различных значений выстраивался следующим образом: «сторге», «филео», «эрос» и «агапэ». В христианском значении Божьей любви использовалось понятие «агапэ». Суть его в сущностном понимании деятельной стороны любви жертвенной, реализуемой не столько в сфере чувств, сколько поступками людей, создающих ткань бытия.
Многие мыслители полагали, что изначально эротическая любовь, христианская и половая, были ликами одной и той же любви. Возникла необходимость в дальнейшем для уличения греха термине разделять. Так и появились все четыре вида любви. Пока не пал человек грехом, он был един с Богом, имел возможность в полной мере созерцать сущность любви, но после грехопадения он этого лишился.
«Любовь-агапэ» высшее чувство принятия другого в тождестве самому себе, его истинном обличие, поэтому люди должны жить парами. Семья представляет собой организм, где те личности, изначально чуждые друг другу, должны по итогу стать одним целым «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19,5–6). Единение и дополнение, совершенство — вот суть любви в ее основании. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Поэтому в христианстве только через единение с Богом реализуется и любовь к ближнему: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16).
С точки зрения Спасителя и Его учеников, любовь состоит не в переживаниях, а в соблюдении заповедей. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15), — говорит Он сам, а Апостол Иоанн повторяет: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:4); «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3). Верная любовь к себе состоит в исполнении Христовых Заповедей. Заповеди были даны человеку, чтобы он по их исполнению обрел истинную и полную свободу. Заповеди — это асфальтированная дорога, которая непосредственно ведет к Богу. Жизнь вне этих заповедей — заросшая тропинка, которая ведет лишь к запустению и потери самого себя как Творения Божия.
Таким образом, нами проанализированы тексты Нового Завета и их рецепция в философии, что дает основание утверждать существование трех эпох повышения интереса к освоению текста Нового Завета в культуре, в большем значении в философии к текстам Нового Завета: эпоха утверждения христианства на территории Римской империи и формирования средневековых государств (I — XI вв.); эпоха Реформации, религиозных войн и буржуазных революций (XVI — XIX вв.); и, наконец, современная эпоха (c конца XX в.). Все три эпохи характеризуются переходным характером, наполненностью драматическими событиями, но различным по темпу социальным временем. В каждой из этих эпох можно выделить мыслителей, которым удавалось в текстах самого Нового Завета или в его отражениях в культуре обратить внимание на самое существенное для данной эпохи. Через софийность (премудрость) открывается философский смысл любви и происходит богословское постижение ее сущности в христианстве как единое. В христианстве София творящая мир сила, в ней присутствует и космогонический образ «художницы», и материнского лона вселенского многообразия. В концепции Софии сходятся и преломляются философское понимание любви и христианское откровение ее абсолютной вневременной сущности надмировой субстанции, преграждающей хаос и мрак вселенной, и закрывающей личностный сход к распаду и гибели как высшей добродетели, объединяющей человека с Богом силы.
Обсуждение и заключение. Предпосылки обсуждения темы любви в философии необходимо искать в рефлексиях на ряд близких понятий: пол, секс, брак и семья, мужское и женское, андрогиния и др. Тема любви в античную метафизику заходит диалогом Платона «Пир» [3]. Развитие философское осмысление любви получает в работах М. Элиаде «Мефистофель и андрогин» [4]. Мощный теоретический шаг в осмыслении феномена любви был сделан психоанализом и психоаналитической психологией: З. Фрейд, О. Вейнингер, Ф. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг [5–11]. Они подвергли аналитике и актуализации в современной духовности многие древние мифы, и на их основе создали концепции половой детерминированности идентификации и самоидентификации в процессе социокультурного развития человечества. Феномен любви был своеобразно прочитан на основе ментальных кодов русской культуры отечественными мыслителями: Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, З. Гиппиус, Вл. Соловьев, и др. [12–15].
Работа «Смысл любви» Вл. Соловьева, безусловно, оказала огромное воздействие на ход мыслей философов. Вызвала к жизни весьма востребованную и своевременную для времени дискуссию в философии и художественной литературе. Н. Бердяев обращается тоже к Платону, прочитавшему, прочувствовавшему и помыслившему глубину «Эроса». И сам Гоголь обращается к «Эросу», когда пишет образ «Старосветских помещиков». Непременно у него за плечом стоит сам Эрос, ведет перо, потому что только им мог быть начертан образ любви, над которой бессильно «всемогущее время». М. Булгаков написал про Мастера и Маргариту, что любовь «поразила» их как финский нож, а любили они на самом деле давным-давно, не зная друг друга…
Как аспект психической жизни человека Эрос выступает инициатором внутренних глубинных противоречий жизни личности, порой деструктивных беспокойств, тяжелой напряженности, внутренних конфликтов идентификации в психоанализе у З. Фрейда, К. Юнга. В дальнейшем осмысливается в работах отечественных философов, таких как О. Воронина, В. Губин, Н. Коростылева, И. Андреев и др. [16–20]. В зарубежной философской и гуманитарной литературе тема любви присутствует и разрабатывается в рамках гендерных концепций, в основе которых лежат представления о социальном конструировании любви. Основы этого направления были заложены феминизмом в работах О. де Гуж, М. Уоллстоункрафт, а также известными социологическими работами Дж. Милля. В этих трудах тема любви углублялась давлением патриархальной культуры в специфическом контексте, определившем женщину не в равное положение с мужчиной в вопросах любви, брака и семьи.
Следующим шагом в развитии концепции было соединение философских и богословских аспектов, философии и мистики, в понимании Божественной природы любви, сакрализация темы любви. Эта концепция, хотя и не является официально признанной доктриной Православной Церкви, занимает важное место в религиозно-философских размышлениях и писаниях ряда православных мыслителей, таких как Вл. Соловьев, С. Булгаков. Слово «София» происходит из греческого языка и переводится как «премудрость». В христианском контексте София часто отождествляется с Божественной Премудростью, о которой говорится в Ветхом Завете, особенно в книгах Притчей, Премудрости Соломона и Сираха.
В Новом Завете апостол Павел говорит о Христе как о Премудрости Божией — «Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:24), что позволяет некоторым богословам трактовать Софию как один из аспектов Христа. Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) разработал парадигму всеединства в русской мысли, продолжая и развивая софиологическую тему, начатую В.С. Соловьевым. Его учение о Софии включают следующие смысловые аспекты: Во-первых, София как ипостась Божества; во-вторых, София как тварно-нетварная посредница между Богом и миром; в-третьих, София как «вечная женственность» [20]. Софиологическая система С.Н. Булгакова развивалась на протяжении тридцати лет, но так и не была окончательно сведена к итогу.
Согласно учению С. Булгакова, София обладает не ипостасью, а ипостасностью, которая «одинаково отличается и от ипостаси, и от безипостасности» и определяется Булгаковым как «способность ипостазироваться, принадлежать ипостаси, быть её раскрытием, отдаваться ей. Это особое ипостасное состояние не через свою, но через иную ипостась ипостазироваться через самоотдание». В ранних произведениях С. Булгаков трактовал Софию как «трансцендентального субъекта и знания, и хозяйства, и истории», но позднее приблизился к понимаю, что у Софии природа Божьего Всеединства. В таком виде она способна противостоять хаосу современного мира, погруженного в технический прогресс. Однако если Булгаков рассматривал Софию как четвертую ипостась Бога, то позднее он скорректировал свое учение, утверждая ее совмещение с троичностью Бога.
В.С. Соловьев утверждал, что человек со-вечен Богу, иначе его нельзя считать свободным и бессмертным существом. «Только при признании, что каждый действительный человек своею глубочайшею сущностью коренится в вечном божественном мире... можно разумно допустить две великие истины: человеческой свободы и человеческого бессмертия» [15, с. 170].
Тема любви была, можно сказать, сквозной как для поэтического, так и для философского творчества В.С. Соловьева. Приведя слова из книги Н.А. Бердяева «Философия свободы», что «как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла Эрос, превратилась в спор о словах», А.Ф. Лосев утверждает следующее: «Соловьев и есть тот почти единственный философ второй половины XIX в., во всяком случае, самый значительный и великий, философия которого есть явное или скрытое, но постоянное «объяснение в любви»».
Владимир Соловьев и Сергей Булгаков — выдающиеся русские мыслители, которые внесли значительный вклад в осмысление и развитие темы любви и Софии в философии и богословии. Оба мыслителя видели в любви и Софии не только метафизические абстракции, но и реальные силы, способные преобразить мир. Они подчеркивали важность внутреннего духовного опыта и служения другим как путей к истинному пониманию и реализации этих высших идеалов. В творчестве Соловьёва и Булгакова любовь выступает как мощный инструмент преодоления временных и пространственных ограничений, а София как воплощение мудрости и духовной полноты.
Есть все основания заключить, что В. Соловьев и С. Булгаков предоставляют глубокое и многогранное осмысление любви и Софии, сочетая философские размышления с богословскими откровениями, их работы остаются важными источниками для понимания духовной и культурной миссии человечества. Связь любви в христианстве и софийной концепции заключается в общей цели — привести человека к глубинному постижению Божественной природы и единению с Богом. Любовь как высшее проявление христианской жизни и София как воплощение Божественной Премудрости дополняют друг друга, открывая новые горизонты духовного познания и совершенствования. Когда человек осуществил выбор в пользу любви, он совершил акт избрания и понимания абсолютности любви. Через любовь человек может постигать Премудрость Божию, а через Софию — находить вдохновение для проявления любви в своей жизни. Однако абсолютное понимание любви выводит человека в плоскость положения: «Бог есть Истина, Бог есть Красота, Бог есть Любовь».
Список литературы
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Москва: Правда; 1990. URL: https://staff.tiiame.uz/storage/users/425/books/FSvMtKXADgaU9cz4MadFzfW45Gl9oJkF1PhgB0dz.pdf (дата обращения: 18.09.2024) Losev A.F. Dialectic of myth. Moscow: Pravda; 1990. URL: https://staff.tiiame.uz/storage/users/425/books/FSvMtKXADgaU9cz4MadFzfW45Gl9oJkF1PhgB0dz.pdf (accessed: 18.09.2024)
2. Панарин А.С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. Москва: Мысль; 1989. URL: https://djvu.online/file/Wran7YWPl1lIb?ysclid=m6chuqc8rd601661849 (дата обращения: 18.09.2024) Panarin A.S. “Retro” style in ideology and politics. Moscow: Mysl; 1989. URL: https://djvu.online/file/Wran7YWPl1lIb?ysclid=m6chuqc8rd601661849 (accessed: 18.09.2024)
3. Платон Пир. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Москва: Мысль; 1993. URL: https://djvu.online/file/dVyoJk7pDB04p?ysclid=m6chxraxxp909082699 (дата обращения: 28.11.2024) Plato Feast. Collected works: in 4 volumes, V. 2. Moscow: Mysl; 1993. URL: https://djvu.online/file/dVyoJk7pDB04p?ysclid=m6chxraxxp909082699 (accessed: 28.11.2024)
4. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб: Алетейя; 1998. URL: https://bookscafe.net/read/eliade_mirchamefistofel_i_androgin-232119.html?ysclid=m6cigw5lsy197960279#p2 (дата обращения: 28.08.2024) Eliade M. Mephistopheles and androgyne. Saint Petersburg: Aletheia; 1998. URL: https://bookscafe.net/read/eliade_mircha-mefistofel_i_androgin-232119.html?ysclid=m6cigw5lsy197960279#p2 (accessed: 28.08.2024)
5. Фрейд З. Психология сексуальности. Минск: Фолио; 1993. URL: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/05/Freyd_Zigmund__Psihologiya_seksualnosti.pdf?ysclid=m6cipm3les506685781 (дата обращения: 18.09.2024) Freud S. Psychology of sexuality. Minsk: Folio; 1993. URL: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/05/Freyd_Zigmund__Psihologiya_seksualnosti.pdf?ysclid=m6cipm3les506685781 (accessed: 18.09.2024)
6. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс; 1998. URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Otto-Vejninger.-Pol-i-harakter.pdf?ysclid=m6cir79pln217779 (дата обращения: 18.09.2024) Weininger O. Gender and character. Rostov-on-Don: Phoenix; 1998. URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Otto-Vejninger.-Pol-i-harakter.pdf?ysclid=m6cir79pln217779 (accessed: 18.09.2024)
7. Адлер Ф. Воспитание детей. Ростов-на-Дону: Феникс; 1998. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0473/index.shtml (дата обращения: 18.09.2024) Adler F. Parenting. Rostov-on-Don: Phoenix; 1998. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0473/index.shtml (accessed: 18.09.2024)
8. Фромм Э. Мужчина и женщина. Москва: АСТ; 1998. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/209007-erih-fromm-muzhchina-i-zhenshhina.html (дата обращения: 28.05.2024) Fromm E. Man and woman. Moscow: AST; 1998. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/209007-erih-fromm-muzhchina-i-zhenshhina.html (accessed: 28.05.2024)
9. Хорни К. Женская психология. СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа; 1993. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/268114-karen-horni-zhenskaya-psihologiya.html (дата обращения: 18.05.2024) Horney K. Female psychology. Saint Petersburg: East European Institute of Psychoanalysis; 1993. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/268114-karen-horni-zhenskaya-psihologiya.html (accessed: 18.05.2024)
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс; 1996. URL: https://djvu.online/file/MLkjQM5wiTtBy?ysclid=m6cj6alt45260060259 (дата обращения: 28.05.2024) Erickson E. Identity: Youth and Crisis. Moscow: Progress; 1996. URL: https://djvu.online/file/MLkjQM5wiTtBy?ysclid=m6cj6alt45260060259 (accessed: 28.05.2024)
11. Юнг К. Психологические типы. СПб: Азбука; 2001. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/253413-karl-yung-psihologicheskie-tipy.html (дата обращения: 28.05.2024) Jung C. Psychological types. Saint Petersburg: ABC; 2001. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/253413-karl-yung-psihologicheskie-tipy.html (accessed: 28.05.2024)
12. Бердяев Н. Самопознание: Избранное. Москва: Мир книги; 2006. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/filosofiya/80804-nikolaj-berdyaev-metafizika-pola-i-lyubvi-samopoznanie-sbornik.html#read (дата обращения: 10.08.2024) Berdyaev N. Self-knowledge: Favorites. Moscow: World of Books; 2006. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/filosofiya/80804-nikolaj-berdyaev-metafizika-pola-i-lyubvi-samopoznanie-sbornik.html#read (accessed: 10.08.2024)
13. Вышеславцев Б.Г. Этика преображенного Эроса. Москва. Республика; 1994. URL: https://djvu.online/file/Blzz1ApEWwyFK?ysclid=m6cjgb2l1i536122637 (дата обращения: 18.11.2024) Vysheslavtsev B.G. Ethics of the transformed Eros. Moscow. Republic; 1994. URL: https://djvu.online/file/Blzz1ApEWwyFK?ysclid=m6cjgb2l1i536122637 (accessed: 18.11.2024)
14. Гиппиус З.Н. О любви. Русский эрос, или философия любви в России. Москва: Мысль; 1991. URL: https://www.litres.ru/book/zinaida-gippius/o-lubvi-26121748/chitat-onlayn/?ysclid=m6cjl2pp8534180382 С. 185–208 (дата обращения: 18.06.2024) Gippius Z.N. On love. Russian eros, or philosophy of love in Russia. Moscow: Mysl; 1991. URL: https://www.litres.ru/book/zinaida-gippius/o-lubvi-26121748/chitat-onlayn/?ysclid=m6cjl2pp8534180382 S. 185‒208 (accessed: 18.06.2024)
15. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. Москва: АСТ; 2021. URL: https://djvu.online/file/ZBVeQUlS3FTS5?ysclid=m6cjpmpble842265359 (дата обращения: 05.06.2024) Solovyov V.S. The meaning of love: Selected works. Moscow: AST; 2021. URL: https://djvu.online/file/ZBVeQUlS3FTS5?ysclid=m6cjpmpble842265359 (accessed: 05.06.2024)
16. Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца. Философия любви. Ч. 1. Москва: Издательство Политической литературы; 1990. С. 231–253. URL: https://djvu.online/file/Uqsi98FB8YnN2?ysclid=m6cjusrajn448452637 (дата обращения: 18.05.2024) Gubin V.D. Love, creativity and thought of the heart. Philosophy of love. Part 1. Moscow: Publishing House of Political Literature; 1990. Pp. 231‒253. URL: https://djvu.online/file/Uqsi98FB8YnN2?ysclid=m6cjusrajn448452637 (accessed: 18.05.2024)
17. Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (Исследование гендерного конфликтогенеза). Москва: Библионика; 2005. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002561216/?ysclid=m6ck13va2c62373158 (дата обращения: 18.07.2024) Korostyleva N.N. Woman and man: from conflict to consent (Study of gender conflict genesis). Moscow: Biblionics; 2005. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002561216/?ysclid=m6ck13va2c62373158 (accessed 18.07.2024)
18. Андреев И.Л. Истоки любовной страсти. Человек. 2002;1:144–152. Andreev I.L. Istoki lyubovnoy strasti = The origins of love passion. Man. 2002;1:144–152 (In Russ.)
19. Резниченко А.И. Булгаков. Православная энциклопедия. Т. 6. URL: http://www.pravenc.ru/text/153629.html (дата обращения: 28.05.2024) Reznichenko A.I. Bulgakov. Orthodox Encyclopedia. V. 6. URL: http://www.pravenc.ru/text/153629.html (accessed: 28.05.2024)
20. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. Москва: Искусство; 1999. URL: https://djvu.online/file/xCz6uEPRuV7uO (дата обращения: 25.06.2024) Bulgakov S.N. Light non-evening. Contemplations and speculations. Moscow: Art; 1999. URL: https://djvu.online/file/xCz6uEPRuV7uO (accessed: 25.06.2024)
Об авторах
Т. С. ОленичРоссия
Оленич Тамара Станиславовна, доктор философских наук, профессор кафедры православной культуры и теологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Т. И. Ерошенко
Россия
Ерошенко Татьяна Игоревна, доктор философских наук, профессор кафедры истории и культурологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1); Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова — филиал «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» (Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Седова, 8А)
Рецензия
Для цитирования:
Оленич Т.С., Ерошенко Т.И. Антропология любви в текстах Нового Завета в свете современной эпохи. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(1):53-58. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-53-58
For citation:
Olenich T.S., Eroshenko T.I. Anthropology of Love in Texts of the New Testament in the Light of the Modern Age. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(1):53-58. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-53-58