Концептуальные основы социальной ответственности корпоративных структур: исторический аспект
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-56-61
Аннотация
В статье рассмотрена эволюция представлений о социальной ответственности бизнеса в исторический период до XXI века. Проведенное исследование показывает, что в своем развитии корпоративная социальная ответственность в странах с развитой рыночной экономикой прошла рядистерических этапов. В 1900 – 1930 гг. прошел первый этап появленияи теоретического осмысления социальной ответственности бизнеса. Второй этап (1930-1950 гг.) – этап институционального оформления корпоративной социальной ответственности. Третий этап (1950 – середина 1970 гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии (или благотворительности). Компании старались максимально «развести» деловую и социальную активность, основной упор делая на помощь наиболее незащищенным категориям населения (детям, инвалидам) или учреждениям культуры. На четвертом этапе (середина 1970 – 80-х гг.) сформировалась стратегическая филантропия бизнеса, которая характеризуется готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной, фокусным подходом к решению социальных проблем (нацеленностью на решение самой проблемы, а не на борьбу с ее результатами). В основе этого подхода лежит желание бизнеса увязать решение социальных проблем со стратегическими целями компании. В период с середины1980-х до начала 2000-х гг. сформировалась концепция корпоративного гражданства. На местном уровне корпоративное гражданство проявляется в виде социальных инвестиций бизнеса, означающих совместную работу коммерческого, некоммерческого и государственного секторов для решения актуальных социально-экономических проблем местных сообществ.
Об авторе
Л. К. ГуриеваРоссия
Гуриева Лира Константиновна – доктор экономических наук, профессор, Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. г. Владикавказ, Российская Федерация.
Список литературы
1. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ.ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008.
2. Вуд Д. Дж. Корпоративная социальная деятельность: пересмотр концепции // Вестн. С.Петерб. унта. Сер. 8: Менеджмент. 2009. Вып. 3.
3. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y: Harper & Row, 1953.
4. Гуриева Л.К. Эволюция представлений о социальной ответственности бизнеса/ Современные корпоративные стратегии и технологии в России Сборник научных статей: В 3 частях. Москва, 2016.
5. Гуриева Л.К., Нурмагомедов А.А. Социальная ответственность бизнеса: истоки и современные представления//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3 (88).
6. Gurieva L.K., Dzhioev A.V. Sustainable development of the Russian economy//Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2 (6).
7. Gurieva L.K., Zangiev I.E., Dzatseev D.R. Moral aspects of liberal economy formation in Russia // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2016. № 1 (86).
8. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. N.Y.: Business Horizons 34 (4). 1991.
9. Гуриева Л.К., Тавасиева З.Р., Баскаева А.В., Цуриф Д.Х. Государственное регулирование и социализация бизнеса в системе корпоративного управления // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1).
Рецензия
Для цитирования:
Гуриева Л.К. Концептуальные основы социальной ответственности корпоративных структур: исторический аспект. Научный альманах стран Причерноморья. 2018;16(4):56-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-56-61
For citation:
Gurieva L.K. CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF CORPORATE STRUCTURES: HISTORICAL ASPECT. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2018;16(4):56-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2018-16-4-56-61