Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Е.В. Бондаревская (01.01.1931 – 28.05.2017): опыт реконструкции биографии

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-20-4-55-63

Аннотация

Настоящая статья представляет собой один из первых опытов реконструкции научной биографии одного из наиболее известных деятелей российской педагогической науки, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования, заслуженного учителя Российской Федерации Евгении Васильевны Бондаревской. Осмысливаются основные этапы ее биографии: от рождения (1931) и до поступления на работу в Ростовский государственный педагогический институт (1958), затем – период активного профессионального роста до 1991 года. Период наивысшего профессионального признания (1991 – 2011) и этап активных методологических исследований (2011 – 2017). Наиболее характерными для периода профессионального роста Е.В. Бондаревской стали идеи нравственного воспитания личности, преодоления противоречий между единством требований к учащимся в рамках школы и индивидуальностью путей их личностного развития, развития педагогической культуры учителя, как ведущего субъекта, организующего образовательный процесс. В дальнейшем эти идеи трансформируются в концепции личностно-ориентированного образования учащихся и воспитания человека культуры, нравственности и гармонически развитой личности. Отдельным направлением научного творчества Е.В. Бондаревской была разработка «гуманитарной методологии» - системы научно-философских представлений об образовании и месте человека в нем. Это позволяло осуществлять осмысленное проектирование и рефлексию образовательных практик в условиях изменяющейся социальной и культурной действительности, успешно координировать индивидуальные процессы личностного роста и глобальные исторические трансформации. В нашем исследовании рассматриваются перспективные линии развития основных идей научного творчества Евгении Васильевны. Так, идеи личностного подхода и личностно-ориентированной педагогики трансформируются с течением времени в философскую и культурную антропологию детства и подготовку педагогов к разработке и реализации вариативных культурно-антропологических практик. Идеи образовательных комплексов (кластеров) приведут к развертыванию сетевых проектов профилизации общего образования и модернизации педагогических практик, к формированию единых воспитательных сред и проектов сопровождения молодых учителей. Проект университизации педагогического образования будет связан с разработкой и внедрением современных корпоративных стандартов в оценке профессиональных достижений, изменения содержания и структуры образовательных программ, повышения их конкурентоспособности увеличением значимости международных исследований и проектов.

Об авторе

А. Г. Бермус
Южный федеральный университет
Россия

Бермус Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.



Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1975.

2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформы. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985.

3. Бондаревская Е.В. (в соавторстве, редактор) Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995.

4. Бондаревская Е.В. (в соавторстве, редактор). Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания // Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. М., Ростов-на-Дону, 1999.

6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000.

7. Бондаревская Е.В., Пивненко П.П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е.В. Бондаревская, П.П. Пивненко // Педагогика. 2002. № 5. С. 52-64.

8. Бондаревская Е.В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.А. Греков // Педагогика. 2003. № 9. С. 70-76.

9. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т.1, 2. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.

10. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.

11. Бондаревская Е.В. Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 15-25.

12. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика, 2010. № 9. С. 73-84

13. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия Педагогические науки. 2010. № 7. с. 43-51.

14. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 8. С. 15-29.

15. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. 2011. № 1. С. 21-30.

16. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода // Сибирский учитель. 2011. №3(76). С. 26-32.

17. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.

18. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в Федеральном университете /Е.В.Бондаревская. Педагогика. 2013. №7. С. 31-42.

19. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология исследования целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Грани познания. 2014. №6(33). www.grani.vspu.ru

20. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию. М.: Канон +, 2007. 335 с.

21. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура //Монография. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Бермус А.Г. Е.В. Бондаревская (01.01.1931 – 28.05.2017): опыт реконструкции биографии. Научный альманах стран Причерноморья. 2019;20(4):55-63. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-20-4-55-63

For citation:


Bermus A.G. E.V. BONDAREVSKAYA (01.01.1931 – 28.05.2017): EXPERIMENTS OF RECONSTRUCTION OF BIOGRAPHY. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2019;20(4):55-63. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-20-4-55-63

Просмотров: 392


ISSN 2414-1143 (Online)
12+