Риски влияния цифровых технологий на основную функцию института образования
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-27-3-8-14
Аннотация
Основная цель данной статьи – анализ рисков массового внедрения цифровых технологий и их влияния на основную функцию социального института образования. Независимо от исторически сложившихся научно-концептуальных подходов к институциональному строению общества основной функцией рассматриваемого института является образовательная, которую принято делить на образование и обучение, не являющиеся синонимами как считают многие. Каждый из этих элементов имеет собственное содержание и задачи. Они определяют основные социально-статусные характеристики человека, влияющие на его последующее бытие в социуме. В данной статье содержится краткая характеристика процесса цифровизации как основного феномена современности, определена значимость его воздействия на развитие всех сфер общества. Обозначена также специфика и показан противоречивый характер протекания этого процесса: а именно раскрыта негативная составляющая влияния цифровизации на основную функцию социального института образования. Значимость цифровых технологий достаточно четко обозначена и имеет реальное проявление в жизни каждого современного человека. Процессы обучения и получения образования не являются исключением. При массовом внедрении новшества наряду с позитивом всегда присутствуют возможные негативные последствия. Как правило, они носят вероятностный, зачастую непредсказуемый характер. Материалы научной статьи содержат результаты исследований, демонстрирующие конкретное проявление прогнозируемых негативных последствий и их предметное существование в современной системе образования.
Об авторе
А. Ю. СмирновРоссия
Смирнов Андрей Юрьевич, преподаватель
Список литературы
1. Высшее образование в СССР и сейчас [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pikabu.ru/story/vyisshee-obrazovanie-v-sssr-i-seychas-5430570. Дата обращения: 14.15.2021.
2. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии / пер. с англ. Е. Рождественской, С. Гавриленко; под науч. ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 528 с.
3. Диамандис П., Котлер С. Изобилие: будущее будет лучше, чем вы думаете / пер. с англ. В. Дегтяревой. М.: АСТ, 2018. 608 с.
4. Индустрия российских медиа: цифровое будущее [Академические монографии]. – М.: Медиа Мир, 2017. 160 с.
5. Карр Н. Пустышка: что интернет делает с нашими мозгами / пер. с английского П. Миронов. Best Business Books, 2012. 253 с.
6. Ракитов А.И. Человек в оцифрованном мире // Философия науки. Академия гуманитарных исследований (Москва). 2016. №6. С. 32-46.
7. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
8. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. No 2. С. 15.
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
10. Фесенко О.П., Божко И.Ю. Проблемы языковой грамотности студентов как результат переориентации современной образовательной парадигмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ulspu.ru/upload/img/medialibrary/f7e/fesenko_bozhko_omsk_statya.pdf. Дата обращения: 26.05.2021.
11. Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифровизации // ВЛАСТЬ. 2018. Том: 26. № 5. С. 13-21.
12. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2016. 138 с.
13. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с немецкого А.Г. Грищина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов А.Ю. Риски влияния цифровых технологий на основную функцию института образования. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;27(3):8-14. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-27-3-8-14
For citation:
Smirnov A.Yu. Risks Of the Impact of Digital Technologies on The Main Function of The Institute of Education. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2021;27(3):8-14. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-27-3-8-14